Мавзолей Шокай Датка расположен в Сарысуйском районе на восточной окраине села Саудакент, на старом кладбище – бывшем некрополе средневекового города Саудакент. Мавзолей - характерный тип монументальных культовых сооружений, сложившийся в Шу-Таласском регионе.
Мавзолей обследован 1946 году Г. И. Пацевичем, в 1970-1980 гг. – специалистами экспедиции Министерства культуры Казахской ССР и «Казпроектреставрация». 2000 году обследовался экспедицией Свода памятников истории и культуры РК, 2014 году «Археологическая экспедиция».
На правом берегу Таласа находится одно их культовых мест X-XIV веков. А на вершине холмов располагается мавзолей Тектурмас. В его округе находятся разновременные некрополи зороастрийцев, мусульман, христиан, у подножья холма лежит древний подземный ход, к настоящему времени обрушенный, а через реку Талас некогда пролегал каменный мост, от которого сохранилось лишь несколько плит опор. В 30-е годы ХХ столетия многие памятники истории и культуры, особенно культовые, были частично или полностью уничтожены в результате действий воинствующих атеистов. Эта судьба коснулась и мавзолея XIV века. К счастью, сохранилась его фотография (80-е годы XIX в.). В 2001 г. были проведены археологические исследовательские раскопки археологом А. Итеновым и к 2002 г. был построен новый мавзолей, на точном месте старого. Для мавзолея характерны строгие формы, подчеркивающие средневековый стиль. Среди местных жителей мавзолей был известен как Тек-Турмас и считался местом погребения святого Султан-Махмуд-хана. А само название Тек-Турмас в переводе с тюркского языка означает «Беспокойное место».
Из памятников XIII века до наших дней сохранился мавзолей Давудбека., его полное имя – Улуг-Бильге Икбал-хан Давуд-бек- Шамансур.
Первоначально мавзолей имел вид киоска, на четырех полукруглых арках которого держался купол. Арки покоились на бутовом фундаменте.
Свой современный вид мавзолей приобретает в конце XIX в., когда возводится «рубашка» мавзолея, закладываются арочные проходы. У южного прохода сооружаются два ложных минарета. Надпись на надгробии была прочитана В.А.Бартольдом. В ней говорится, что здесь погребен тюркский военачальник, «владетель пера и меча», «покровитель ислама и правоверных», умерший 31 марта 1262 г. Автор и строитель мавзолея неизвестны.
Мавзолей Карахана (XI-XIIвв.) «Аулие-Ата – святой отец» расположен в центральной части г. Тараза (на пересечении улиц Толе би и Байзак батыра), входит в культово-мемориальный комплекс, сформировавшийся на территории средневекового рабада. Считается, что он построен над могилой одного из представителей династии Караханидов – Шах Махмуда Карахана. К сожалению, история не сохранила для нас имена мастеров, строивших мавзолей. Не сохранился до наших дней и сам мавзолей в своем первоначальном виде. Современный мавзолей был построен силами местных жителей в 1906 году на месте прежнего, при этом полностью утратил декоративную облицовку. Судить о первоначальном облике мавзолея и его архитектурной ценности, мы можем лишь по дошедшей до нас фотографии 1902 г. Судя по фотографии, мавзолей имел квадратную композицию. Главный фасад был украшен кирпичным узором. Как показали раскопки 1961 года, для отделки использовалось до 30 разновидностей терракоты. Арка над входом в мавзолей была выделена клинчатой кладкой, оконтуренной кирпичом, опиралась на колонки.
По соседству расположен мавзолей Бабаджа-хатун (XIв.).Мавзолей прост по своей конструкции и композиции. Сооружена постройка из жженного кирпича. Совершенно отсутствует декоративная отделка стен, зато в небольших размерах несложными средствами подчеркнуты детали архитектуры. Стройность и завершенность мавзолею придает необычный для Казахстана купол – конусообразной формы с 16 гранями, расположенном на призматическом барабане. На главном фасаде мавзолея сохранилась часть надписи на арабском языке: «Это величественная гробница называемая Бабаджи-Хатун. Строитель ее...» Имя мастера, к сожалению, не сохранилось. Мавзолей построен над могилой Бабаджи-Хатун, которая была верной няней красавицы Айши и после её кончины до конца своих дней была хранительницей места захоронения.